Дмитрий Охапкин
dm.okhapkin@bk.ru
 
snt.pp.ru




Как случайно не своровать электричество



      Содержание:
      СНТ не вправе отключать садоводов от электроснабжения
      Самовольное подключение к электрическим сетям. Фемида с завязанными глазами
      Безучетное потребление электроэнергии. Как случайно не своровать электричество

Безучетное потребление электроэнергии. Как случайно не своровать электричество

      Согласно абзацу 9 ст.2 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. ПП РФ от 4 мая 2012г. №442, безучетное потребление выражается во вмешательстве в работу прибора учета, в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

      "...Гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации... проверяют соблюдение потребителями... требований... определяющих порядок учета электрической энергии... а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии" (ст.167 тех же Положений).

      Объем безучетного потребления электрической энергии определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (с даты, не позднее которой она должна была быть проведена) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии. Стоимость электрической энергии в объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю счет на оплату за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (ст.195 тех же Положений).

      "Проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией... Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств... и схем соединения приборов учета... проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки" (абзацы 1-2 ст.172 тех же Положений).

      Если кто-то ворует электроэнергию, подключившись в обход счетчика или каким-то образом вмешиваясь в работу счетчика, и его за этим занятием застают энергетики, соответственно, взыскивают деньги - возмездие можно назвать справедливым уже потому, что оно пришло по адресу. Однако, "Основные положения функционирования..." дают возможность сетевым организациям взыскивать стоимость безучетного потребления даже и в том случае, если никакого злодейского умысла у потребителя нет и не было.

      Надежды на то, что сетевики проникнутся, поймут и пожалеют потребителя, который и так уже пострадал (новый счетчик ему придется покупать и устанавливать за свой счет) у меня нет. Жизненные примеры свидетельствуют об обратном.

* * *

      Из письма:

      На днях, воспользовавшись замешательством жены, две женщины, не представившись и не пред'явив удостоверений, прошли в квартиру для проверки эл.счетчика. Пока одна из них проверяла состояние счетчика (целостность пломб, стекла смотрового окошка и т.п.), проверяла прибором наличие "левых" розеток, другая без нашего разрешения начала бесцеремонно шарить по кухонным ящикам, заглядывать в различные углы в поисках чего-то ей одной известного.

      Так как счетчик был в порядке, "левые" розетки отсутствовали, первая предложила мне расписаться в журнале регистрации показаний счетчика. Когда я был занят этим журналом, вторая (без разрешения) вошла в подсобное помещение, находящееся на расстоянии 4-5 метров от счетчика, и подобрала с пола кусок провода длиной 45-50 см, который мой сын использовал для ремонта эл.оборудования автомобилей. На мое требование вернуть не принадлежащую ей собственность, она ответила категорическим отказом, заявив, что этот провод использовался как перемычка счетчика, положила его в свою сумку и обе тотчас покинули квартиру.

      Спустя некоторое время мне был прислан по почте простым письмом "Акт о безучетном использовании эл.энергии", составленный в сетевой компании, а не по месту проведения проверки. "Акт ..." содержит, помимо прочего, следующее:
      - в пункте "В ПРИСУТСТВИИ" указаны два "иных лица", которые в проверке не участвовали, т.к. в квартире их не было;
      - в пункте "УСТАНОВЛЕНО" записана "прокладка дополнительной электропроводки от сетевого ввода до штепсельной розетки..." (ближайшая розетка от счетчика на расстоянии более метра, а провод был в длину 45-50 см, т.е. в два раза короче;
      - пункт "СХЕМА НАРУШЕНИЯ УЧЕТА" девственно чист (нет схемы);
      - пункт "ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ" такой же чистый (нет пояснений).

      Вот такой "документ" мне предложено подписать.

      Есть еще примеры. Начало истории (другой) в разделе "Переписка" на странице:
      http://snt.pp.ru/pages/guestbook/_index/index_guestbook.htm?themeid=010_03

      Фабула такая. Жил-был поселок строителей. Электричество его население получало на законных основаниях, платило за это электричество энергосбыту, соответственно, жители имели в энергосбыте лицевые счета. В 90-х годах с владельцами жилого фонда и с организациями, предоставлявшими поселку коммунальные услуги, произошел ряд перипетий, в результате которых эти владельцы и организации канули в небытие. Но провода остались. Народ продолжал пользоваться электричеством, которое оплачивалось по исправно выдаваемым энергосбытом квитанциям на все те же лицевые счета.

      С электричеством, казалось, все было хорошо и надежно, пока в 2011 году в поселке не появились представители электросетевой организации. Поселковые электросети были названы бесхозными, жители - самовольно подключившимися к этим бесхозным электросетям. Так в одночасье граждане, которые даже и не обязаны знать, кому принадлежат столбы с проводами, стали ворами электричества. Вернее, не стали, а были назначены ворами - волей сотрудников электросетевой организации.

      По прошествии двух лет с момента выявления "самовольно подключившихся", недоразумение это стало уже забываться, как вдруг последовали иски к жителям поселка от сетевой компании, средней ценой 50 - 100 тыс. рублей, о взыскании компенсации за бездоговорное потребление электроэнергии.

      Решение по одному из исков (остальные в массе аналогичны):
      Решение суда (об отказе во взыскании стоимости бездоговорного потребления электрической энергии)

      Состоявшееся решение суда позволяет, без всяких оговорок, сделать вывод о незаконности требований электросетевой компании к жителям поселка. Ведь гражданин, имеющий лицевой счет в энергосбыте, регулярно и своевременно оплачивающий на этот счет потребленную электроэнергию, никак не может быть назван бездоговорным потребителем - это противоречило бы вообще всему, начиная с Гражданского кодекса и заканчивая электрическими законами и постановлениями.

      В электросетевой компании не дворники на должностях юристов сидят. Но, тем не менее, иски были поданы. Более того, один из исков даже был выигран. Ответчик (житель поселка) не получил извещение из суда. Такое бывает (может, хулиганы из ящика вытащили и порвали). Соответственно, квитанции об оплате электроэнергии - важнейшее доказательство - суду не были предоставлены. С гражданина взыскали 40 000 рублей.

      О поломке счетчика, которая превратилась в воровство электричества (еще одна история), читайте здесь:
      http://snt.pp.ru/pages/guestbook/_index/index_guestbook.htm?themeid=010_15

      Законодательный механизм, по которому лишь вчера случившаяся неисправность электросчетчика становится безучетным потреблением в течение целого года, изложен далее.

* * *

      Согласно ст.42 уже упоминавшихся "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. ПП РФ от 4 мая 2012г. №442, "Договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) должен содержать... порядок сообщения о выходе прибора учета из строя, его утрате..."

      В настоящее время применяются договоры энергоснабжения ( Примерный договор энергоснабжения граждан-потребителей ), где в пункте 15 записано: "Потребитель обязуется сообщать Гарантирующему поставщику (Энергоснабжающей организации) обо всех известных ему нарушениях схемы учета и неисправности в работе приборов учета незамедлительно по их обнаружении".

      Незамедлительно - это, буквально, в ту же секунду.

      Согласно ст.173 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. ПП РФ от 4 мая 2012г. №442, "Проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком...
      Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:
      полученное от гарантирующего поставщика... заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета..;
      полученное от потребителя... заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;
      выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом"
.

      "Сетевая организация при получении указанного в пункте 173 настоящего документа заявления о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета, если такое заявление содержит описание причин, обусловивших проведение такой проверки, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления организовать проведение внеплановой проверки приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон.
      Форму внеплановой проверки приборов учета в этом случае выбирает сетевая организация исходя из описанных в заявлении причин, обусловивших ее проведение.
      В случае если внеплановая проверка приборов учета проводится по заявлению потребителя... то сетевая организация обязана пригласить гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), обслуживающего этого потребителя... для участия в такой проверке"
(ст.175 тех же Положений).

      Требования к акту проверки прибора учета изложены в статье 176, к акту о неучтенном потреблении - в статье 193 тех же Положений. В глаза бросается, что в акте проверки графа "Основание" (основание для проверки) должна присутствовать, но в акте о неучтенном потреблении такой графы уже не предусмотрено. Указаний на обязанность проверяющих составлять оба акта сразу в Положениях нет.

      Добропорядочный потребитель, выполняя требования договора энергоснабжения и "незамедлительно" сообщая о неисправности счетчика (как правило, по телефону - это самый быстрый вариант, все остальное может быть сочтено промедлением), легко превращается в вора электричества. Ведь на телефонном разговоре подписи нет. Поэтому, телефонное сообщение о неисправности - это анонимка, ее энергетики не будут воспринимать, как заявление потребителя о внеплановой проверке счетчика. Коль скоро заявления нет, а о неисправности прибора учета уже заведомо известно, контролеры придут не проверять счетчик, они придут выявлять безучетное потребление. Акта ведь всего два - акт проверки или акт о безучетном потреблении, но оснований составлять акт проверки у контролеров в данном случае нет. Повторю сказанное выше: в акте о неучтенном потреблении основание - сообщение самого потребителя о неисправности - не будет указано, оно там не предусмотрено.

      Как защититься от возможных финансовых претензий в случае поломки прибора учета? По крайней мере, надо сообщать энергетикам о неисправности счетчика только таким способом, который позволит в дальнейшем убедительно доказать факт этого сообщения и его содержание. Например, заказной телеграммой с уведомлением, в которой указать:
      - свою фамилию, имя, отчество;
      - номер договора энергоснабжения;
      - номер прибора учета;
      - адрес, по которому установлен прибор учета;
      - характер обнаруженной неисправности;
      - просьбу о внеплановой проверке прибора учета.

      В тот же день будет не лишним подать и письменное заявление о внеплановой проверке прибора учета в связи с обнаружением неисправности, получить отметку о вхождении на своей копии такого заявления.

     

Дмитрий Охапкин, ноябрь 2013





 
Перепечатка разрешена при условии сопровождения активной гиперссылкой на домен (http://snt.pp.ru/) или непосредственно на страницу, где размещен копируемый материал.