Дмитрий Охапкин
dm.okhapkin@bk.ru
 
snt.pp.ru




Решение УФАС
(потребительский кооператив злоупотребил доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, применив в отношении нечленов тарифы, не установленные органом исполнительной власти)

РЕШЕНИЕ
по делу № 1-10-181/77-11
о нарушении антимонопольного законодательства

г.Москва

Резолютивная часть оглашена "30" января 2012 года

В полном объеме решение изготовлено "13" февраля 2012 года

      Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
      Председатель Комиссии: Тетушкин Д.Н. — заместитель руководителя;
      члены Комиссии: Пашуканис П.С. — главный специалист-эксперт аналитического отдела, Бабушкина А.А. — специалист-эксперт правового отдела;
      рассмотрев дело № 1-10-181/77-11 по признакам нарушения ЖСК «Дарьин» (адрес: [...]) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

1


УСТАНОВИЛА:

      В адрес Московского УФАС России поступило обращение К. с жалобой на действия ЖСК «Дарьин», выразившиеся в установлении платы за организацию поставки электроэнергии и компенсацию потерь электроэнергии в линиях электропередач и трансформаторе ЖСК «Дарьин» за период с 01.01.2007 до 01.04.2010 в размере 10% от потребленной пайщиком электроэнергии, за период с 01.04.2010 в размере 5% от потребленной пайщиком электроэнергии (вх. от 08.04.2011 №6529). К рассмотрению дела был привлечен Д., указавший на аналогичные нарушения ЖСК «Дарьин» при расчетах за электроснабжение.

      Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела №1-10-181/77-11 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

      К. является физическим лицом, адрес: [...].

      Д. является физическим лицом, адрес: [...].

      ЖСК «Дарьин» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава. ЖСК «Дарьин» 22.11.2002 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением МНС России по г.Москве №39 за основным государственным регистрационным номером 1027739604408. Место нахождения юридического лица: [...].

      В соответствии с пунктом 4.2 Устава ЖСК «Дарьин» одним из предметов деятельности кооператива является заключение договоров, контрактов, соглашений с гражданами и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности и исполнение принятых обязательств.

      Между ЖСК «Дарьин» и ОАО «Мосэнергосбыт» заключен договор от 01.01.2007 №90102204, предметом которого является продажа (поставка) ОАО «Мосэнергосбыт» и покупка ЖСК «Дарьин» электрической энергии (мощности).

2


      Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением выше 1000В от 01.01.2007 №90102204 между ОАО «МОЭСК» и ЖСК «Дарьин» электрические сети, через которые осуществляется подача электрической энергии, находятся на балансе ЖСК «Дарьин».

      В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между К. и ЖСК «Дарьин» от 12.08.2005 Акт №30/Д-Э, электроснабжение жилого дома №[...] в ЖСК «Дарьин» г.Москва [...] осуществляется через сети ЖСК «Дарьин».

      В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между Д. и ЖСК «Дарьин» от 12.08.2005 Акт №31/Д-Э, электроснабжение жилого дома №[...] в ЖСК «Дарьин» г.Москва [...] осуществляется через сети ЖСК «Дарьин».

      Таким образом, домовладения К. и Д. снабжаются электрической энергией через сети ЖСК «Дарьин».

      Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии.

      Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

      На основании изложенного, ЖСК «Дарьин» является организацией, занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, в границах присоединенной сети.

      В соответствии с пунктом 1.2 Устава ЖСК «Дарьин» является некоммерческой организацией — потребительски кооперативом. Согласно пункту 3.8 Устава отношения между Кооперативом и его членами возникают на основании членства в кооперативе в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.

      В соответствии с частью 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью

3


удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

      Согласно решению общего собрания ЖСК «Дарьин» от 03.04.2010, ЖСК «Дарьин» установил дополнительный целевой взнос за организацию поставки электроэнергии и компенсацию потерь электроэнергии в линиях электропередач и трансформаторе ЖСК «Дарьин» за период с 01.01.2007 до 01.04.2010 в размере 10% от потребленной пайщиком электроэнергии, за период с 01.04.2010 в размере 5% от потребленной пайщиком электроэнергии. Оплата данного взноса осуществляется ежемесячно одновременно с платой за потребленную электроэнергию согласно тарифам Топливного комитета Московской области.

      При этом установлено, что К. и Д. не являются членами ЖСК «Дарьин». Указанные лица обратились в правление ЖСК «Дарьин» с заявлением о выходе из состава членов ЖСК «Дарьин». Решением правления ЖСК «Дарьин» №3 от 06.02.2008 года членство К. и Д. в ЖСК «Дарьин» прекращено с 30.01.2008.

      У К. и Д. не установлено прав в отношении объектов электросетевого хозяйства ЖСК «Дарьин».

      В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

      Согласно пунктам 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать

4


перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

      Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

      В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», услуги по передаче электрической энергии по сетям входят в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительства Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

      В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 №963-ПП «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента)», Региональная энергетическая комиссия города Москвы (далее — РЭК г.Москвы) является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы (далее - субъекты регулирования), а также иные функции в пределах компетенции, установленной федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

      Таким образом, ЖСК «Дарьин» обязано было предоставлять услуги по передаче электрической энергии по тарифам, утвержденным РЭК г.Москвы.

      Согласно пояснениям РЭК г.Москвы, ЖСК «Дарьин» не обращались в РЭК г.Москвы с заявлением об установлении экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, тарифы для ЖСК «Дарьин» не устанавливались, следовательно ЖСК «Дарьин» не вправе требовать компенсации потерь в своих электрических сетях с лиц, не являющихся членами ЖСК.

5


      В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

      На основании изложенного, ЖСК «Дарьин» нарушен порядок ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.

      Таким образом, Комиссией сделан вывод о нарушении ЖСК «Дарьин» части 1 статьи 1О Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети путем применения тарифов (цен) при оказании услуг по передаче электрической энергии, не установленными органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, результатом которого явилось ущемление интересов собственников энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к сетям ЖСК «Дарьин».

      Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

      1. Установить в действиях ЖСК «Дарьин» (адрес: [...]) факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети путем применения тарифов (цен) при оказании услуг по передаче электрической энергии, не установленными органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, результатом которого явилось ущемление интересов собственников энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к сетям ЖСК «Дарьин».

      2. Выдать ЖСК «Дарьин» предписание о прекращении нарушения

6


антимонопольного законодательства.

      3. Материалы дела № 1-10-181/77-11 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


      Председатель Комиссии

      Члены Комиссии:


      Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

      Примечание.
      За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


7






 
Перепечатка разрешена при условии сопровождения активной гиперссылкой на домен (http://snt.pp.ru/) или непосредственно на страницу, где размещен копируемый материал.